Как отличить искусство от бессмысленной траты сил и времени?

Как отличить искусство от бессмысленной траты сил и времени?Должно быть, каждая рукодельница иногда спрашивает себя: действительно у меня есть талант к тому, что я делаю, или хендмэйдом может заниматься кто угодно? Каким бы в действительности ни был ответ на этот вопрос, по-настоящему важно лишь, что ручная работа приносит радость самой рукодельнице.

В конце концов, какое ей дело до того, что подумает случайный прохожий, поглядев на ее любимых валяных зайцев, или такие милые глиняные бусики? Ну и что, что мыло, которое она делает, пахнет стиральным порошком и годится лишь для того, чтобы на него смотрели восторженные хендмэйдеры, а варежки, которые она связала прошлой зимой, продержались на своей хозяйке полдня, после чего сдались под натиском оч.умелых пальчиков?

Эти вопросы не имеют никакого смысла ровно до тех пор, пока рукодельница не пытается заработать на своем творчестве. Именно в тот момент, когда она приносит плоды своих трудов на выставку, или выкладывает на продажу в соцсети, она должна быть готова к тому, что ее «творчество» обсудят, и, возможно, осудят.

Популярная блогерша Линор Горалик когда-то привела очень точное описание рукодельниц, которые далеки от творчества, и чьи работы не представляют художественной ценности. Этот тип барышень Горалик называет «девушки с фуфлом»

«Девушек с фуфлом определить несложно: во-первых, весь их товар одинаков. Они говнякают одни и те же серьги из цветной полимерной глины, одни и те же феньки из бисера, одни и те же бусы из вязаных бусин, одни и те же сумки из льна, одних и тех же котиков из войлока», — выносит свой приговор Горалик («Девушка с фуфлом»). 

Говняканье – настоящая эпидемия, которая стремительно поражает крупные и малые города России и мира, распространяясь со скоростью интернета. Причина возникновения феномена «говнотворчества» в том, что материалы для рукоделия становятся более доступными и разнообразными, а девушки и женщины в развитых странах могут себе позволить уделять «творчеству» максимум времени. Не сильно ошибусь, предположив, что где-нибудь в китайской глубинке этот вид занятий не распространен – просто потому, что тамошние барышни работают на фабриках и рисовых полях по 12 часов в день с одним выходным. После такой ударной шестидневки силы остаются разве что на чтение КЗОТа и нервное хихиканье, а никак не на валяние зайцев с глазками-бусинками. 

Но как отделить зерна от плевел и увидеть грань, отделяющую искусство от рукосуйства? Попробуем привести несколько особенностей, отличающих творчество от анти-искусства: 

1. Самовыражение 

Вещи ручной работы во всем мире ценятся именно потому, что несут в себе невероятный энергетический заряд. Помимо мастерского исполнения, они получают от автора частицу индивидуальности, что и делает их неповторимыми. Спросите себя: «Вы уверены в том, что продукт, который вы производите, выражает ваше «Я»? Вы действительно вкладываете душу в свои произведения, или просто делаете то, что умеете и к чему привыкли?» 

Если вам важно, что подумают или скажут о ваших творениях критики, пересмотрите свое отношение к рукоделию, займитесь тем, в чем сможете выразить себя в полной мере. И тогда вы наверняка добьетесь успеха!

2. Стремление к совершенству

Если вы преданы своему делу, вы не сможете долго стоять на одном месте. Достигнув определенной высоты, настоящий мастер непременно пойдет еще выше и дальше, будет экспериментировать и пробовать что-то новое. Не зацикливайтесь и не идите на поводу у своей лени. Интересуйтесь миром вокруг себя, старайтесь уделять время саморазвитию, вкладывайте в творчество новые эмоции. Смотрите на мир глазами художника, и тогда сами станете творить, а не «говнякать»!

3. Хороший вкус 

Принято считать, что вкус – это врожденное качество. У кого-то он есть, а кто-то его напрочь лишен. 

Однако не будем так категоричны. Многими поколения искусствоведов доказано, что хороший вкус можно воспитать. Нужно лишь приложить усилия: заставить себя сходить в музей или на выставку, прочитать хорошую книгу, посмотреть умный фильм. Если вы давно не позволяли себе этого, возможно, стоит попробовать. Выключите телевизор и отбросьте глянцевый журнал! Мы живем в удивительном, разнообразном мире, который готов раскрывать свои новые грани каждую секунду. Посмотрите на него с другой стороны, и увидите много нового. 

В конце концов, рукоделие не зря так популярно во всем мире: это такой же вид творчества, как писательство или рисование. Возможно, благодаря всемирному буму на хендмэйд, оно окончательно выкристаллизуется и приобретет четкие границы. Однако пока этого не произошло, будем полагаться на собственный вкус и чувство прекрасного. 

P.S.: «…на каждые восемь девушек с фуфлом приходится как минимум пара очень интересных участников с сильным творческим началом, чьи работы непременно надо посмотреть, а по возможности и купить, — говорит Линор Горалик. — Собственно, эти 20 процентов контрибьюторов делают подобные рынки и рыночки не только социально значимым феноменом, но и важным механизмом поддержки и развития молодой отечественной моды». Трудно не согласиться с живым классиком рунета.

Автор: Мария Коваценко